Музей в Понферраде (хотя не знаю, склоняется ли название города Ponferrada, но пусть будет так) образовался в интересном месте. Здесь были шахты с узкой колеёй, здесь была дорога Renfe (Red Nacional de los Ferrocarriles Españoles) с иберийской колеёй 1668 мм и здесь же работала компания FEVE (Ferrocarriles de Vía Estrecha) со 1000 мм колеёй, ныне уже не применяющейся. Что, впрочем, не помешало иметь в экспозиции и локомотивы с линий FFCC (Ferrocarrils de la Generalitat de Cataluña), хотя где Каталония, а где Понферрада...
На месте пригородной станции Понферрада открыт музей, где представлены экспонаты всех этих колей. Почему-то так получается, что часто не-столичные музеи оказываются богаче, чище и интереснее центральных. В случае сравнения с музеем ЖД в Мадриде этот музей и не именно что богаче, но по уникальности и сохранности экспонатов явно впереди.
Поскольку музей открыт в станции, то сохранились и помещения. Это вот окошко кассы. О нравах тех времён свидетельствует табличка сверху, на которой сказано что-то типа "неприличными словами не выражаться! ©". Ну то есть "Говори хорошо. Закон запрещает богохульствовать", но просто не смог не процитировать Шарика.
Всё, что в этом замечательном музее есть, я показывать не буду, конечно. Даже паровозы не все. Только часть, не все ж паровозные маньяки...
30 фото...
В витринах расположены артефакты той паровозной жизни. Фонари, кассовые машины, компостеры, билеты...
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/480479/109183592.43/0_d89c1_27e5e966_XL.jpg)
Примеры рельс и даже петарды. Последние, впрочем, совсем как наши.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/921322/109183592.43/0_d89c2_188661a3_XL.jpg)
Показан также сейф, весы и вот такой шкафчик. Я не понял, для чего он был нужен, а подписи я также не обнаружил. Спросить - я испанского не понимаю. А кроме меня и кассира-смотрителя, который знал только "Where are you from?" для занесения в статистику, в музее никого не было. И за тот час, что я там был, не появился. Кстати, о статистике. Страны Russia (Раша) он тоже не знал, только Rusia (Русия).
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/109183592.43/0_d89c4_77ceefc0_XL.jpg)
Таблички с подвижного состава. В отличие от музея в немецком Кобленце, свастика никак не прикрыта.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/479612/109183592.43/0_d89c3_44849ea_XL.jpg)
Экспозицию открывает слева направо немецкий двухосный танк-паровоз постройки 1903 года. Что интересно, работал он на стройке железной дороги же. Отапливался углём. Это в Мадриде много нефтянок, а тут почти все угольные... А чего нет-то если уголь прямо тут и добыватеся?
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/896238/109183592.43/0_d89c5_a2f2fb48_XL.jpg)
Дальше стоит разрезун. Это часто встречается в европейских музеях, потому что наглядно и понятно. Даже в России уже появилось два разрезуна, оба - паровозы серии Э. Один слева порезан, второй справа.
Это паровоз имеет имя собственное, Маркиз де Алдама, и построен он в 1919 году в Филидельфии, на заводах Балдвин. Отличался чрезмерным потреблением угля, потому был снабжён пароперегревателем. И за него ж, полагаю, этот паровоз и порезали: с пароперегревателем-то оно интереснее. Вон элемент виден, красный в зелёной трубе лежит.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/109183592.43/0_d89c6_765e353a_XL.jpg)
Левый бак с этого танка был снят, чтобы качественно показать разрез котла. С другой стороны - разрез водяного бака. А это паровая машина. Как учебное пособие в школе выглядит, хотя у нас уже были ДВС только, но в запасниках валялись и паровые машины.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/896238/109183592.43/0_d89c7_632a9db2_XL.jpg)
Будка "маркиза" выглядит просто. Водомерное стекло, регулятор, винт реверса. Без лишних наворотов. "Вышел из дома, пришёл на вокзал, сел и поехал. (© Несчастный случай)"
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/370378/109183592.43/0_d89c8_6ea00809_XL.jpg)
Или вот такое торжество минимализма, как у его соседа, тоже американской постройки завода Балдвин, по имени Villabasa. Несколько удивляет свисающий с потолка прибор смазки под названием Detroit. Непривычный прибор просто, в наших замечен не был.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/480479/109183592.43/0_d89c9_a0cf9bdb_XL.jpg)
У Villabasa также шикарный колокольчик. Уже одного его вида хватило б сказать, что перед нами - "американец". Кстати, видно также, насколько хорошо восстановлены паровозы, отчищены и покрашены. Потому что наслоения краски дают совсем другую картину.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/876523/109183592.43/0_d89dc_1a5683a4_XL.jpg)
Парораспределительные механизмы чаще Вальсхарта. Более-менее современного вида, Стефенсона и не видать. И комплектные, в том же Мадриде много у чего просто нет ведущих дышел...
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/109183592.43/0_d89ca_af2febe3_XL.jpg)
Мотовозик на эту же колею, совсем крошечный даже по сравнению со старыми двухосными паровозами. Сзади пассажирский прицеп, куда даже можно зайти. Место для фото, как я понимаю.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/897139/109183592.43/0_d89cc_2ba3eb9e_XL.jpg)
Как здесь помещался машинист, непонятно. А вот управление и здесь не кажется сложным.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/370378/109183592.43/0_d89cb_94dcf391_XL.jpg)
Этот был построен в Германии в 1913 году. Возил пассажиров на линии Понферрада - Виллаблино аж до 1983 года, затем до 1989 года таскал уголь на ТЭЦ... Паровоздушный насос выглядит знакомым, но нет, бросается в глаза отсутствие второго насосного цилиндра, чтобы был тандем-компаунд, хотя отверстие в площадке у котла под него есть.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/483372/109183592.43/0_d89ce_3dba1711_XL.jpg)
В утреннем солнце условия для съёмки, прямо скажем, не очень. И объектив слепит контровым светом, и то, что в тени, плохо видно.
Этот паровоз интересен тем, что построен совсем недавно для паровоза, в 1956 году. Примечателен также трубой необычно большого диаметра. Песочница "квадратного" типа, как у немецких паровозов.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/368754/109183592.43/0_d89d1_43ed364_XL.jpg)
С турбинки паровоза был снят кожух, и стало видно, какой маленький генератор у неё. Получается, судя по размеру обмоток, это меньше, чем обычный генератор на киловатт, стоящий на наших паровозах.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/896238/109183592.43/0_d89db_a9f0ab95_XL.jpg)
Ещё из знакомых понятных вещей, хотя и в трещинах: пресс-маслёнка с приводом от парораспределительного механизма.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/896238/109183592.43/0_d89cd_bd7ed080_XL.jpg)
А вот опять из необычных: жалюзи на окнах. Они ездят в пазах и могут сдвигаться в сторону. Стекла за ним нет, а климат тут тёплый, около нуля зимой, можно и без стёкол и закрытой будки обойтись.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/880237/109183592.43/0_d89d0_6b69b27c_XL.jpg)
Для тех, кто любит точность.
Шесть водопробных краников на тендере.
Испанский паровоз, построен в Валенсии в 1950 году. И это при том, что тендер двухосный, малюсенький, на 4 тонны угля и 6 кубометров воды. По кранику на куб...
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/878590/109183592.43/0_d89d4_49e3f95a_XL.jpg)
Внутрь шестикранного итальянца пускают. Можно полюбоваться на утреннее солнце в овальном окошке. Место машиниста справа. С этим беда. Движение по ЖД в Испании левостороннее, а паровозы закупались всюду, даже были собственной постройки, потому место машиниста то слева встречается, то справа.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/370294/109183592.43/0_d89da_90a79b14_XL.jpg)
Вентили подписаны прямо на них, при изготовлении. Или выбито потом. Удобно тем, что не надо городить планку с наименованиями, что и для чего крутить.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/370294/109183592.44/0_d89de_629982bc_XL.jpg)
Пример широкой колеи. Маневровый паровоз, сделанный в Бельгии в 1922 году.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/921322/109183592.43/0_d89d6_7a577f1f_XL.jpg)
Один паровоз совсем любопытный. Он стоит недореставрированный. То ли так надо, чтобы почувствовать контраст, то ли я не знаю, зачем. На табличке нет ничего про его состояние. Там только про уникальную систему, при которой крепление тендера к локомотиву позволяло ему проходить кривые, подстраиваясь под локомотив.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/892397/109183592.43/0_d89cf_bf1fbc02_XL.jpg)
К этому самому тендеру приделана вот такая сцепка:
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/368754/109183592.43/0_d89d7_cc2bf1af_XL.jpg)
Она предназначена, чтобы быть соединённой с такой же сцепкой с помощью вот такого вот крючка. Не знал и не слышал про такой вид доселе.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/109183592.43/0_d89d8_2c1c9187_XL.jpg)
Кроме паровозов встречаются тоже любопытные экспонаты. Багажный вагон:
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/483372/109183592.43/0_d89d2_1ee4cf30_XL.jpg)
Крытый вагон, в котором крутится фильм про историю испанской железной дороги. Рядом стоит тоже крытый, но деревянный.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/109183592.43/0_d89d5_90afe91c_XL.jpg)
Платформа, на которую погружена кабина тренажёра для машинистов.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/109183592.43/0_d89d3_937e907d_XL.jpg)
Она так просто стоит, не работает, о чём есть и надпись. Просто музейный экспонат - как выглядел тренажёр.
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/921322/109183592.43/0_d89d9_c7be7ad3_XL.jpg)
Вот такой вот музей в городе Понферрада. Очень интересный, много для меня нового, жаль только, что все таблички на испанском... Но пятёрка однозначная!
![Музей ЖД в Понферрада Музей ЖД в Понферрада](https://img-fotki.yandex.ru/get/370294/109183592.44/0_d89dd_790a3090_XL.jpg)