воскресенье, 25 октября 2015
1921 год, Петроград. Топлива нет, лучших мастеровых людей выбила война, остальные рабочие разбавлены уклонистами от мобилизации. В 1920 году был страшный неурожай. И в этих условиях в сентябре при Главном управлении металлопромышленности ВСНХ образовывается "Комиссия по изучению и проектированию дизелевозов", машин, которые позднее станут зваться "тепловоз". Проект разработал Яков Модестович Гаккель, инженер, окончивший Электротехнический институт (известный как ЛЭТИ), строивший и самолёты, и петербургский трамвай, работавший и на Ленских приисках: после института за студенческую политическую деятельность Гаккель таки схватил пять лет высылки. В общем, настоящий инженер - таких основательно крепких делали только при царе...
В общем, к январю 1922 года проект был готов, и Г.М.Кржижановский доложил о том Ленину. Разрешение на постройку было получено. Дизель фирмы "Виккерс" мощностью в 1000 л.с. взяли от подводной лодки "Лебедь". Генераторы на 380 вольт завода "Вольта" в Риге - с подводной же лодки "Язь".
читать дальше
Кузовом и дизелем занялся Балтийский судостроительный завод (что интересно, потом, спустя почти век, скоростной поезд "Сокол" будут строить тоже моряки - ЦКБ "Рубин" - и практически по той же причине: предприятие простаивало). Завод "Электрик" изготовил 10 тяговых двигателей, оригинальной конструкции, без аналогов. По модели выше видно, что у тепловоза 10 ведущих осей, разделённых на тележки: две по три оси и в середине одна по четыре. Тележки были изготовлены на заводе "Красный Путиловец" - ныне "Кировский завод". Спереди и сзади находится поддерживающая ось, с колёсами меньшего диаметра (950 мм против 1050 мм).

В начале июля 1924 года кузов тепловоза ставится на тележки... И уже 5 августа 1924 года тепловоз делает первые пробежки по заводским путям Балтийского завода. Яков Модестович сам поднялся в будку пилота (так назвалась кабина тепловоза в то время) и стронул его с места. Магистральный тепловоз ГЭ-1, первый в России и в мире, был создан. Другой тепловоз, уже по проекту профессора Ю.В.Ломоносова, строился в Германии по совсем другому проекту.
А 23 сентября 1924 года начинает дуть ветер с Финского залива, загоняя воду Невы обратно в город. Наводнение достигло отметки 3,7 метра выше обычного уровня воды. Двигатели тепловоза залило...
Гаккель продаёт золотые часы, полученные им за работу на Ленских приисках, и покупает чистый спирт, который заливался в специально просверленные в двигателях отверстия, смешивался с водой и испарялся. Так удалось быстро спасти тепловоз и предоставить его на испытания. Тепловоз вышел на испытания с поездом 1000 тонн и проследовал по маршруту Ленинград (недавно умер Ленин, и город Петроград переименовали) - Званка (Волховстрой) -Череповец - Вологда - Москва. 16 января 1925 года он был торжественно встречен в Москве на Октябрьском вокзале.
Надстройка сверху - это радиаторы и вентиляторы холодильника дизеля. Ещё интересного: заводился дизель от аккумуляторов от подводной же лодки. Во время длительных стоянок машинное отделение отапливалось отдельных котлом. Тепловоз имел нагрузку на ось 16 тонн, как у паровоза Щ, что привело к дальнейшему переименованию тепловоза в ЩЭЛ-1.

Однако все последующие проекты тепловозов Гаккеля остались на бумаге. Даже начатый было постройкой ЭЭл-4 был ликвидирован на начальном этапе.
Этот же тепловоз совершил поездки в Курск, в Харьков, возил поезда с нефтью из Баку и Грозного. В 1934 году из-за частых ремонтов был снят с эксплуатации и работал в качестве электростанции до 1941 года. В 1967 году был восстановлен в московском депо Ховрино, рядом с которым с 1972 и простоял как памятник до момента передачи в музей в 1997 году. Советское тепловозостроение возродилось только после войны.

@темы:
ЖД
А ты смотрел на натуре механизм? Я не догадался...
Кстати, если бы средней тележке не надо было перемещаться, то ее прикрепили бы к кузову жестко.
А проспект, названный в честь конструктора тележек этого тепловоза (Раевского), это вообще юморная питерская градостроительная история.
А модель в ЦМЖТ самостоятельно из прозрачного депо выезжала?
Да, ездила, дядя-экскурсовод включал. Но там кривых нет же...