Техническая причина
Небольшая история паровозов серии Л.
Изначально первым, "чистым", Л был быстрый и мощный магистральный паровоз конструктора В.И.Лопушинского. В честь конструктора он и получил серию Л. Выпускался с 1914 года, и долгое время был самым-самым в своём классе.

Залогом этого была паровая машина. Она была 4-цилиндровая, но простая, не компаунд, как у паровоза У. О нём я писал, рассказывая о ленинском траурном поезде. Так вот, если в компаунд машинах пар из цилиндров высокого давления дорабатывает в цилиндрах низкого, то у Л все цилиндры были равноправны. При этом внешние цилиндры работали как обычно, через дышла на вторую ведущую ось, а вот внутренняя пара шла на первую, коленчатую, ось. Ось, некстати, часто ломалась, да и вообще считалось, что паровозы Л были сложны... Ну как, я думаю, не столь сами, сколько их обслуживание. То есть кувалдой уже было не справиться, а культура обслуживания машин от депо к депо отличалась. Ну и как результат... Кстати, был ещё крайне интересный паровоз с коленчатой осью - серии М. Но там тяжёлая судьба как конструктора, так и паровоза, и вообще заслуживает отдельного рассказа. Одним словом, третий цилиндр с него сняли и от коленчатой оси отказались.

После победы в Великой Отечественной войне стране понадобился новый товарный паровоз. Его конструктором стал Л.С. Лебедянский. Паровоз поначалу был назван "Победа". Вот о нём статья за 1946 год (заметьте, о фамилии конструктора - ни слова). Паровоз имеет явные следы американской школы, русских обводов, как в "старом" Л или новом "СУ" уже не прослеживается.

Паровоз недолго пробыл "Победой" (с присвоением серии П). В 1947 году в ознаменование заслуг конструктора паровозу дали серию Л. Старые же стали называться ЛП (Л-пассажирский. Ну или путиловский, по вкусу). А вот "Победой" стал мощный пассажирский П36. Его можно до сих пор увидеть в музее или просто на Белорусском вокзале. Новый товарный паровоз получил прозвище "Лебедянка". И до сих пор они живы и радуют народ гудками. Кстати, тендер "странной формы", показанный в статье выше, не прижился. Как и светлый окрас. Мощность 2,5 тысячи лошадей! Послевоенный массовый тепловоз ТЭ2 имел всего по одной тысяче лошадей на секцию!..

А у меня на куртке приколот вот такой значок.

И финалом развития серии Л стал паровоз ЛВ. Л-ворошиловоградский. Заметьте, не ЛВ, а ЛВ. Ранее был наречён ОР18. ОР - потому что был сделан на заводе имени Октябрьской Революции, а 18 - нагрузка на ось. Её часто ставили в послевоенное время. Вот пассажирский ИС20 - тоже: Иосиф Сталин, 20 тонн на ось... Новый паровоз имел длину 28 метров. Когда я его увидел вживую, мне показалось, я потерялся на его фоне... Мощный, за 3 тысячи л.с., с огромный запасом хода за счёт громандого тендера - это был финал советских грузовых паровозов. На его основе был сделан китайский паровоз QJ ( 前进 ). И выпускался он до 1988 года! Китайцы понимали толк в паровозостроении.
А на фото - недавно восстановленный с базы запаса паровоз. Даже успел поучаствовать в пассажирских ретро-покатушках, но теперь сильно заболел, и непонятно, что с ним будет дальше. Надеюсь, не в музей...

Изначально первым, "чистым", Л был быстрый и мощный магистральный паровоз конструктора В.И.Лопушинского. В честь конструктора он и получил серию Л. Выпускался с 1914 года, и долгое время был самым-самым в своём классе.

Залогом этого была паровая машина. Она была 4-цилиндровая, но простая, не компаунд, как у паровоза У. О нём я писал, рассказывая о ленинском траурном поезде. Так вот, если в компаунд машинах пар из цилиндров высокого давления дорабатывает в цилиндрах низкого, то у Л все цилиндры были равноправны. При этом внешние цилиндры работали как обычно, через дышла на вторую ведущую ось, а вот внутренняя пара шла на первую, коленчатую, ось. Ось, некстати, часто ломалась, да и вообще считалось, что паровозы Л были сложны... Ну как, я думаю, не столь сами, сколько их обслуживание. То есть кувалдой уже было не справиться, а культура обслуживания машин от депо к депо отличалась. Ну и как результат... Кстати, был ещё крайне интересный паровоз с коленчатой осью - серии М. Но там тяжёлая судьба как конструктора, так и паровоза, и вообще заслуживает отдельного рассказа. Одним словом, третий цилиндр с него сняли и от коленчатой оси отказались.

После победы в Великой Отечественной войне стране понадобился новый товарный паровоз. Его конструктором стал Л.С. Лебедянский. Паровоз поначалу был назван "Победа". Вот о нём статья за 1946 год (заметьте, о фамилии конструктора - ни слова). Паровоз имеет явные следы американской школы, русских обводов, как в "старом" Л или новом "СУ" уже не прослеживается.

Паровоз недолго пробыл "Победой" (с присвоением серии П). В 1947 году в ознаменование заслуг конструктора паровозу дали серию Л. Старые же стали называться ЛП (Л-пассажирский. Ну или путиловский, по вкусу). А вот "Победой" стал мощный пассажирский П36. Его можно до сих пор увидеть в музее или просто на Белорусском вокзале. Новый товарный паровоз получил прозвище "Лебедянка". И до сих пор они живы и радуют народ гудками. Кстати, тендер "странной формы", показанный в статье выше, не прижился. Как и светлый окрас. Мощность 2,5 тысячи лошадей! Послевоенный массовый тепловоз ТЭ2 имел всего по одной тысяче лошадей на секцию!..

А у меня на куртке приколот вот такой значок.


И финалом развития серии Л стал паровоз ЛВ. Л-ворошиловоградский. Заметьте, не ЛВ, а ЛВ. Ранее был наречён ОР18. ОР - потому что был сделан на заводе имени Октябрьской Революции, а 18 - нагрузка на ось. Её часто ставили в послевоенное время. Вот пассажирский ИС20 - тоже: Иосиф Сталин, 20 тонн на ось... Новый паровоз имел длину 28 метров. Когда я его увидел вживую, мне показалось, я потерялся на его фоне... Мощный, за 3 тысячи л.с., с огромный запасом хода за счёт громандого тендера - это был финал советских грузовых паровозов. На его основе был сделан китайский паровоз QJ ( 前进 ). И выпускался он до 1988 года! Китайцы понимали толк в паровозостроении.
А на фото - недавно восстановленный с базы запаса паровоз. Даже успел поучаствовать в пассажирских ретро-покатушках, но теперь сильно заболел, и непонятно, что с ним будет дальше. Надеюсь, не в музей...
