Техническая причина
Кто знает, что такое Ханко?
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/4/7/1047/48495745.jpg)
Эта фотография сделана мой более 5 лет назад, в мае 2004, на Поклонной горе. А изображены не неё вовсе не корабельные артиллерийские установки, как может показаться, а ТМ-III-12. Железнодорожный артиллерийский транспортёр. Второй такой стоит в Питере, в музее на Варшавском вокзале. Для того, чтобы он попал в кадр, пришлось отойти... Следующие фотографии взяты отсюда: militera.lib.ru/tw/bragin_vi/ill.html
Судьба этого орудия интересна. Если что, 305 мм - это невразумительно здоровый калибр. До массового производства баллистических ракет такие орудия являлись самым мощным оружием стран. Ну, не самым, были также 365 мм орудия, но у них не было такой яркой судьбы...
Итак, закончена странная финская, она же зимняя, война 1939 года. На правах победителя СССР у Финляндии на 30 лет арендовал полуостров Ханко. В городке и военной базе Ханко образовалось 25 тысяч человек военных, семей, детей... Даже школа была своя. Финны, отдавая городок, вывезли и взорвали всё, что можно, сапёры восстанавливали связь, строили казармы.... А железнодорожные войска протягивали нитки колей для таких вот орудий.
![](http://militera.lib.ru/tw/bragin_vi/03.jpg)
Как видно, на этой фотографии только орудие. Исчезли тележки с железнодорожными колёсами, видные на первой фотографии. Но они не исчезли, они просто отъехали. Орудие не нуждалось в них для стрельбы. Хотя и нуждалось в остальном поезде. В составе поезда были мастерские, вагоны-погреба (смешно звучит, да?), вагоны управления стрельбой... Самая совершенная механика была в тех вагонах! В отсутствие электроники...
Само орудие, что на фото выше, вращалось на такой вот площадке. То есть оно могло стрелять не с любого места. Но это понятно, не всякие рельсы могли это выдержать, точнее, никакие не могли. Даже БЖРК, железнодорожный ракетный комплекс, попиленный с развалом СССР, мог палить ракетами из замаскированных под рефрижераторы вагонов только на специально оборудованных местах. Или на любых, но с риском больше никуда не уехать. Так вот, сделав максимум три выстрела, оружие срывалось и уезжало на новую площадку. Иначе противник мог накрыть ответным залпом.
![](http://militera.lib.ru/tw/bragin_vi/06.jpg)
1941 год, июнь. Началась война с фашистами... И вот тут тёмное место... Как бы Маннергейм в своих мемуарах пишет, что он хотел быть нейтральным, не начинал обстрелы советской стороны, и даже не принял попыток атаки Ханко. В свою очередь советская сторона обвинила Финляндию в провокациях. Я думаю, что таки СССР, ещё не осознав всей мощи навалившейся на него армии, всей беды, просто под шумок задумал приобщить вместе с Прибалтикой ещё и Финляндию. И действительно попёр на Финляндию, сняв часть войск в немецкого фронта... Да, и среди тех войск был второй номер пулемётного расчёта, мой дедушка...
Конечно же, гарнизон Ханко пришлось эвакуировать. Орудия, 180 и 305 мм, в короткие сроки вывести не представлялось возможным, гарнизон их как мог уничтожил. 305 мм орудия стреляли с несколькими вёдрами песка! Бесполезно, питерская сталь выдерживала, максимум срывали два-три нареза в стволе. Наконец, были произведены выстрелы со слитым из амортизаторов спиртом и с набитыми металлоломом стволами. Поезда батареи были сброшены в Финский залив. Маннергейм в своих мемуарах сокрушается, что русские превратили город Ханко в щебёнку, почему-то забывая о том, что русским-то город был отдан тоже ободранным как липка. С вывезенными из домов ванными! Что уж говорить о том, что никакого электричества или горячего водоснабжения в городе не осталось. А за год гарнизон не только восстановил приемлемые условия для жизни, но ещё и построил массу огневых точек для обороны своей базы. Но так или иначе, базу пришлось эвакуировать.
А гарнизон и семьи забрал дизель-электроход "Иосиф Сталин". Забрал, но не довёз.
Подбитый корабль навестили немцы, сняли часть гарнизона, который уже в качестве военнопленных вернулся на Ханко. В Финляндии до сих пор стоит мемориал в честь погибших в том концлагере. Севший на камни корабль подорвали наши же торпедоносцы, даже не задумываясь, остался ли кто из экипажа и пассажиров на нём или нет. Главная заботы бала - чтобы корабль с таким именем не достался врагу.
А что же орудия?
А тут начинается интересная история. Вообще говоря железнодорожные транспортёры везли на себе морские орудия. Франция ещё со времён великой Октябрьской революции хранила 4 ствола с линкора "Император Александр III". Стволы попали не просто так туда, а вместе с белыми, бежавшими в 1920 году из Крыма и был интернирован. Затем возвращён СССР без орудий, принял имя "Генерал Алексеев" и был разобран на металлолом как ржавое корыто. Каковым, увы, в тот момент и являлся.
Таким образом финны заполучили само сложное в восстановлении - стволы. И с помощью 4 стволов были восстановлены 3 железнодорожных 305 мм транспортёра! И могли бы стрелять по своим же. Но это был уже 1943 год, и Маннергейм уже начинал понимать, что хорошо бы не очутиться в Нюрнберге (такого названия ещё никто не знал, но было понятно, что кому-то за Вторую Мировую придётся крепко отвечать). Потому финская армия остановилась на границе 1939 года, потому ни один финский самолёт не совершил налёта на Ленинград. И потому СССР и "отмазал", простите за сленг, Маннергейма от суда.
Да, 305-м орудия не стреляли, но стреляли восстановленные всё те же хансковские 180 мм орудия, но это чуть другая история.
После подписания мирного договора между СССР и Финляндией орудия вывезли обратно. СССР считал их своими, финны же, сложившие немало сил, труда и средств, тихо возмущались, но ничего поделать не могли. Ибо проигравшим - горе.
СССР отказался от дальнейшего использования Ханко как военной базы, несмотря на договорённость в 30 лет. А Финляндия не вступала в НАТО, да ещё и закупала советскую военную технику. Про колею 1524 мм уж умолчу.
Так орудие оказалось на форте "Красная горка", зеркальном форту Ино, про который я уже писал, и куда меня сводил Саня Ringwraith. Форт "Красная Горка" до начала 21 века был под военными, но затем брошен и разграблен охотниками за металлом. К счастью, уникальное орудие смогли вывезти... И даже установить в Москве. А уж чего это стоило, каких нервов - провезти негабаритный груз по Москве, согласовать всё с зажравшимся чиновьём - тоже вопрос отдельный...
Но орудие стоит, а посетители Поклонки даж не знают, где этот Ханко, что за линкор "Император Александр III" и причём тут вообще финны. Судьба.![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
И немного свежих фотографий транспортёра ТМ-III-12
А это мои свежие фотографии:
Орудие в транспортном положении. Видна задняя тележка, прижатая опорная "нога", табличка фиг знает с чем, не читал, и мечеть на Поклонке.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/109183592.3/0_6231d_a6010fc_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
Более подробно конвейер доставки снарядов. Меня сомневает, что они торчали вертикально, но если в музее так, то....
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5304/109183592.3/0_6231c_972bce9c_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
Передняя тележка. Обе тележки перед стрельбой отбуксировывались, они выполняли лишь транспортные функции, довести орудие до определённого места стрельб.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4517/109183592.3/0_6231e_938d7c9f_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
Орудие становилось на опорный круг (с фото выше) вот этой своей опорой. Рельс, приваренный на фото, - музеефикация, понятно, что его тут не было и не могло быть...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5211/109183592.3/0_6231f_26400a3f_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
Опора перед стрельбой. Орудие "просаживалось", опускаясь на нужный азимут, и опиралась на эти лапки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5607/109183592.3/0_62321_4a354f8d_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
А вот это противоположная от опоры часть, с колёсиком для вращения и со щёточкой очистки кругового рельса от мусора.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5706/109183592.3/0_62320_6246300a_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/4/7/1047/48495745.jpg)
Эта фотография сделана мой более 5 лет назад, в мае 2004, на Поклонной горе. А изображены не неё вовсе не корабельные артиллерийские установки, как может показаться, а ТМ-III-12. Железнодорожный артиллерийский транспортёр. Второй такой стоит в Питере, в музее на Варшавском вокзале. Для того, чтобы он попал в кадр, пришлось отойти... Следующие фотографии взяты отсюда: militera.lib.ru/tw/bragin_vi/ill.html
Судьба этого орудия интересна. Если что, 305 мм - это невразумительно здоровый калибр. До массового производства баллистических ракет такие орудия являлись самым мощным оружием стран. Ну, не самым, были также 365 мм орудия, но у них не было такой яркой судьбы...
Итак, закончена странная финская, она же зимняя, война 1939 года. На правах победителя СССР у Финляндии на 30 лет арендовал полуостров Ханко. В городке и военной базе Ханко образовалось 25 тысяч человек военных, семей, детей... Даже школа была своя. Финны, отдавая городок, вывезли и взорвали всё, что можно, сапёры восстанавливали связь, строили казармы.... А железнодорожные войска протягивали нитки колей для таких вот орудий.
![](http://militera.lib.ru/tw/bragin_vi/03.jpg)
Как видно, на этой фотографии только орудие. Исчезли тележки с железнодорожными колёсами, видные на первой фотографии. Но они не исчезли, они просто отъехали. Орудие не нуждалось в них для стрельбы. Хотя и нуждалось в остальном поезде. В составе поезда были мастерские, вагоны-погреба (смешно звучит, да?), вагоны управления стрельбой... Самая совершенная механика была в тех вагонах! В отсутствие электроники...
Само орудие, что на фото выше, вращалось на такой вот площадке. То есть оно могло стрелять не с любого места. Но это понятно, не всякие рельсы могли это выдержать, точнее, никакие не могли. Даже БЖРК, железнодорожный ракетный комплекс, попиленный с развалом СССР, мог палить ракетами из замаскированных под рефрижераторы вагонов только на специально оборудованных местах. Или на любых, но с риском больше никуда не уехать. Так вот, сделав максимум три выстрела, оружие срывалось и уезжало на новую площадку. Иначе противник мог накрыть ответным залпом.
![](http://militera.lib.ru/tw/bragin_vi/06.jpg)
1941 год, июнь. Началась война с фашистами... И вот тут тёмное место... Как бы Маннергейм в своих мемуарах пишет, что он хотел быть нейтральным, не начинал обстрелы советской стороны, и даже не принял попыток атаки Ханко. В свою очередь советская сторона обвинила Финляндию в провокациях. Я думаю, что таки СССР, ещё не осознав всей мощи навалившейся на него армии, всей беды, просто под шумок задумал приобщить вместе с Прибалтикой ещё и Финляндию. И действительно попёр на Финляндию, сняв часть войск в немецкого фронта... Да, и среди тех войск был второй номер пулемётного расчёта, мой дедушка...
Конечно же, гарнизон Ханко пришлось эвакуировать. Орудия, 180 и 305 мм, в короткие сроки вывести не представлялось возможным, гарнизон их как мог уничтожил. 305 мм орудия стреляли с несколькими вёдрами песка! Бесполезно, питерская сталь выдерживала, максимум срывали два-три нареза в стволе. Наконец, были произведены выстрелы со слитым из амортизаторов спиртом и с набитыми металлоломом стволами. Поезда батареи были сброшены в Финский залив. Маннергейм в своих мемуарах сокрушается, что русские превратили город Ханко в щебёнку, почему-то забывая о том, что русским-то город был отдан тоже ободранным как липка. С вывезенными из домов ванными! Что уж говорить о том, что никакого электричества или горячего водоснабжения в городе не осталось. А за год гарнизон не только восстановил приемлемые условия для жизни, но ещё и построил массу огневых точек для обороны своей базы. Но так или иначе, базу пришлось эвакуировать.
А гарнизон и семьи забрал дизель-электроход "Иосиф Сталин". Забрал, но не довёз.
Подбитый корабль навестили немцы, сняли часть гарнизона, который уже в качестве военнопленных вернулся на Ханко. В Финляндии до сих пор стоит мемориал в честь погибших в том концлагере. Севший на камни корабль подорвали наши же торпедоносцы, даже не задумываясь, остался ли кто из экипажа и пассажиров на нём или нет. Главная заботы бала - чтобы корабль с таким именем не достался врагу.
А что же орудия?
А тут начинается интересная история. Вообще говоря железнодорожные транспортёры везли на себе морские орудия. Франция ещё со времён великой Октябрьской революции хранила 4 ствола с линкора "Император Александр III". Стволы попали не просто так туда, а вместе с белыми, бежавшими в 1920 году из Крыма и был интернирован. Затем возвращён СССР без орудий, принял имя "Генерал Алексеев" и был разобран на металлолом как ржавое корыто. Каковым, увы, в тот момент и являлся.
Таким образом финны заполучили само сложное в восстановлении - стволы. И с помощью 4 стволов были восстановлены 3 железнодорожных 305 мм транспортёра! И могли бы стрелять по своим же. Но это был уже 1943 год, и Маннергейм уже начинал понимать, что хорошо бы не очутиться в Нюрнберге (такого названия ещё никто не знал, но было понятно, что кому-то за Вторую Мировую придётся крепко отвечать). Потому финская армия остановилась на границе 1939 года, потому ни один финский самолёт не совершил налёта на Ленинград. И потому СССР и "отмазал", простите за сленг, Маннергейма от суда.
Да, 305-м орудия не стреляли, но стреляли восстановленные всё те же хансковские 180 мм орудия, но это чуть другая история.
После подписания мирного договора между СССР и Финляндией орудия вывезли обратно. СССР считал их своими, финны же, сложившие немало сил, труда и средств, тихо возмущались, но ничего поделать не могли. Ибо проигравшим - горе.
СССР отказался от дальнейшего использования Ханко как военной базы, несмотря на договорённость в 30 лет. А Финляндия не вступала в НАТО, да ещё и закупала советскую военную технику. Про колею 1524 мм уж умолчу.
Так орудие оказалось на форте "Красная горка", зеркальном форту Ино, про который я уже писал, и куда меня сводил Саня Ringwraith. Форт "Красная Горка" до начала 21 века был под военными, но затем брошен и разграблен охотниками за металлом. К счастью, уникальное орудие смогли вывезти... И даже установить в Москве. А уж чего это стоило, каких нервов - провезти негабаритный груз по Москве, согласовать всё с зажравшимся чиновьём - тоже вопрос отдельный...
Но орудие стоит, а посетители Поклонки даж не знают, где этот Ханко, что за линкор "Император Александр III" и причём тут вообще финны. Судьба.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
И немного свежих фотографий транспортёра ТМ-III-12
А это мои свежие фотографии:
Орудие в транспортном положении. Видна задняя тележка, прижатая опорная "нога", табличка фиг знает с чем, не читал, и мечеть на Поклонке.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/109183592.3/0_6231d_a6010fc_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
Более подробно конвейер доставки снарядов. Меня сомневает, что они торчали вертикально, но если в музее так, то....
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5304/109183592.3/0_6231c_972bce9c_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
Передняя тележка. Обе тележки перед стрельбой отбуксировывались, они выполняли лишь транспортные функции, довести орудие до определённого места стрельб.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4517/109183592.3/0_6231e_938d7c9f_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
Орудие становилось на опорный круг (с фото выше) вот этой своей опорой. Рельс, приваренный на фото, - музеефикация, понятно, что его тут не было и не могло быть...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5211/109183592.3/0_6231f_26400a3f_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
Опора перед стрельбой. Орудие "просаживалось", опускаясь на нужный азимут, и опиралась на эти лапки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5607/109183592.3/0_62321_4a354f8d_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
А вот это противоположная от опоры часть, с колёсиком для вращения и со щёточкой очистки кругового рельса от мусора.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5706/109183592.3/0_62320_6246300a_L.jpg)
«ТМ-III-12» на Яндекс.Фотках
@темы: ЖД, Технофетиш
ЗЫ. Спасибо, КРАЙНЕ познавательно.
Вот фото современного состояния позиции (одной из) на Ханко:
©: www.nortfort.ru/hanko/foto_h6.html
А так да, при отступлении всё, что можно, взрывали...
Кстати, в бесте, как и заранее понятно было, она бестом не стала. )