воскресенье, 20 ноября 2022
В СССР не хватало автобусов. Потому многие предприятия изготавливали их сами на основе грузовиков. Некоторые были известные, такие, как КАвЗ или "Кубань", а некоторые были эндемиками, как "Прогресс" или вот этот продукт советской Латвии - РАФ-976. На самом деле это ещё упрощённая (в основном по экстерьеру) версия, самая первая называлась РАФ-251, и тут уже по номеру понятно, что сделана она была на основе ГАЗ-51. Ну а чего ж ещё, всё на нём делали...
читать дальше
В привычном нам, сделанном тоже на базе ГАЗ-51, автобусе КАвЗ-651А... Вру, ничего он не привычный. Привычен следующий, КАвЗ-685. Уже на основе ГАЗ-53. На таких я катался всё детство в школу. Так как - возвращаясь к началу - в СССР не хватало автобусов, с рейсовыми было тоже сложно. Ждать, пока придёт жёлтый Икарус, было подчас просто утомительно и затратно по времени. К счастью, наш район был вытянут вдоль шоссе, который вёл на нефтяные промысла. Автобусы, такие вот КАвЗ или "пазики", бывало, даже ЛАЗы, туда возили людей, собирая по дороге, а возвращались пустые. Ну как тут не помочь людям и не прокатить их за 10 копеек туда, куда должен был привести рейсовый Икарус, но за 5? Понятно, что билетов никаких не было, а такие автобусы звались "шабашники".
Так вот, в привычном нам КаВЗ компоновка была капотная. То есть двигатель с капотом был сохранён, только надпись перебили на Курганский завод.
А прибалтийский же был сделан - вагонной.

Кабина водителя была разделена широким двигателем, который фактически был в кабине водителя и немного - в салоне. Второе пассажирское место было с другой стороны от мотора и в него вела отдельная дверь.

Вообще, конечно, рабочее место водителя производит впечатление дикой тесноты. А ручка коробки передач - какой-то очень небольшой. Как ею ловить грузовиковые передачи было, интересно?
Ещё интересна "купейная" сетка для мелких вещей у потолка кабины. При торможении, полагаю, не всякий груз мог там удержаться.

Снаружи кузов имел габаритные огни, вперёд - зелёные, назад - красные. У КАвЗ они были ещё более "космические", кстати, на фото автобуса выше - они уже заменённые на более новые. Не обтекаемые.

А вот со стёклами - загадка. Если в КАвЗ форточки были опускаемые вниз, что видно на фото (а у более молодой модели - сдвижные вперёд, можно было руку локтем наружу положить), то у РАФ форточек вовсе не заметно. Неужели потолочных люков хватало?

Вот такой забавный автобус, вижу впервые, хоть и в "музейном" виде. Это на Хлебозаводе.

К сожалению, новая музейная мода диктует, что выставка экспонатов должна быть искусством, а не знакомством с предметом. Такой же полумрак царил и на "Знакомстве с "Москвичом" на ВДНХ, и в гараже ГОН там же (хотя там всё ж было много направленных на машины источников света, то есть менее полумрачно), и даже в обновлённом музее ЖД на Балтийском вокзале. Мрак, полный мрак... 
Но, правда, видно, что, как и в маршрутках, коленям было тесновато в салоне.

@темы:
Технофетиш,
С.С.С.Р.,
Все четыре колеса
а что за выставка на Хлебозаводе?
На "Хлебозаводе" выставка грузовиков и автобусов в "Бойлерной": mtmuseum.com/eto-normalno
не просили, потому что окраина, рабочий посёлок, все свои. а пара-тройка сотен за рейс всё равно наберётся. ещё, помнится, были ночные рейсы городских маршрутов, которые не отражались в расписании, специально под вывоз смены с предприятий. уже и предприятий многих не было, а старенькие 5256 всё бегали. в конце 2000х иногда на них домой в одиночестве возвращался
Хорошо, когда все свои. )