17 октября 1919 года король Испании Альфонсо XIII открыл первую линию метро в Мадриде, на которой присутствовали восемь станций, в том числе та, о которой пойдёт речь, Camberi. Это было первое метро в Испании и второе в испаноговорящем мире - после Буэнос-Айреса.
читать дальше Шли годы, рос город население и вот, спустя полвека, пришла пора расширять станции первой линии, которая не справлялась с возросшим пассажиропотоком. Станции Chamberi не повезло. Во-первых, она находилась рядом со станциями Bibao и уже построенной к тому времени станцией Iglesia. Во-вторых, она была построена в кривой, хоть это был и не криминал, но, в-третьих, отсутствовала физическая возможность удлинить станцию с 60 метров до ставших новым стандартом 90. И станцию закрыли 22 мая 1966 года.
Новое её открытие состоялось в 2008 году. Теперь её можно (бесплатно) посетить и посмотреть, как выглядит станция метро столетней постройки. Прежде всего бросается в глаза полное отсутствие технических помещений. У входа касса и напротив небольшой закуток, где сотрудники переодевались перед работой и хранили свои вещи.
Стоимость проезда зависела от того, куда едешь. На мой взгляд, это было крайне неудобно. Кассиру уж точно. Единый тариф на всё метро ввели позже. Ну или как сказать, может вернулись к истокам, ибо на момент открытия проезд стоит 15 сентимо (сотая доля песета, вышла из употребления уже в 70-х) вне зависимости от длины поездки.
После покупки билета нужно было пройти входной турникет.
Дальше идёт коридор. Станции мадридского метро были построены по парижской схема, берегового типа. А посередине шёл тоннель с двумя путями. Сразу после турникетов первый первая пара ответвлений ведёт на одну платформу, затем, уже в конце, ещё пара - на другую. Здесь видна ленточка: сюда спускаться нельзя. Так как линия действующая, по путям продолжают ходить поезда, и для посетителей недействующей станции открыли только одну посадочную платформу.
А вот сюда можно! Если сопоставить с предыдущим фото, то можно заметить, что станций больше 8, то есть состояние показано на 1966 год. И каждый раз при открытии станции художники перерисовывали схему на кафеле... Хоть это было и не так часто.
Спуск дозволялся только по одной лестнице на платформу, вторая была для подъёма. Чтобы не пересекались пассажиропотоки на вход и выход, тем более что станция и так тесная.
Это противоположная платформа, куда не пускают. На которой я стою - такая же. На стенах нанесена реклама, причём не плакатами, а именно так, рисунками. То ли заказчики раньше были долговечнее, то ли художников было много.
Впрочем, что может быть долговечнее портландцемента?
Или какого-то траста... Кстати, что за El Trust Jouero, мож и правда ещё жив...
В целом станция выглядит так. Платформа для посетителей огорожена стеночкой, видно пути, низкий свод и противоположную платформу. Обратите внимание на свисающий сверху третий рельс: в метро Мадрида верхний токосъём, причём с рельса, а не провода. Хотя первые поезда после открытия метро ходили именно под контактным проводом. И да, всё в рекламе, хотя её исполнения вовсе не вызывает раздражения. Роспись по кафелю - искусство же. Одно панно на Комсомольской чего стоит...
А вот в этом коротком видео можно увидеть, как проходит поезд. Людей в кадре немного, но это потому, что испоноязычные остались на фильм о метро, прочие ж пошли сами смотреть, неподготовленными. Из поезда станцию тоже можно увидеть, нужно просто смотреть в окно.
На выходе были тоже турникеты, совмещённые с корзинами для использованных билетов. И мы тоже выходим на солнышко...