Система поездов в Германии сначала кажется несколько непривычной и запутанной. Но просто там небольшая по нашим меркам страна, и потому нет деления на электрички и поезда дальнего следования. Там просто поезда дальнего следования очень похожи на электрички, каковыми (то есть моторвагонным подвижным составом) чаще всего и являются. Поездив в разных поездах, рискну показать интерьеры и чуть рассказать об основных типах немецких поездов.
читать дальше
Начну с самых "маленьких".
Это S-bahn. Городская электричка крупных городов, охватывающая ближайшие к нему районы. В центре может нырять под землю и даже приходить на те же станции, что и метро (на разные уровни, встречал до трёх), но уже за пределами идёт по поверхности.

Интерьер самый простой, сидения по схеме 2+2, туалета нет. Мусорка под окном у кресел, стоящих друг к другу. Останавливается на каждой станции. На расстоянии от города может разделяться на два поезда при выезде или стыковаться в один при въезде.

RB - Regionalbahn. Это, собственно, ближе к классической нашей электричке. Идёт со всеми остановками, сквозь все деревушки...

Салон с картой, с электронным табло остановок, с туалетом. В отличие от S-buhn, здесь часто ходят контролёры. Правда, к ним тут относятся вовсе не так, как у нас, видел детскую книжку, название у меня хватило знания немецкого перевести - "один день с мамой". Мама работает контролёром на DB и взяла как-то с собой дочку... У нас книг о контролёрах я не встречал. Ну, если не вспоминать старшего ревизора Семёныча из "Москва - Петушки"...

RB бывает и такой. Это дизель-поезд на неэлектрифицированной ветке. Слева можно заметить странные тяги и противовесы.

Но на самом деле ничего странного. Это приводы к семафорам. Ну если не требуется более сложная сигнализация, зачем ломать хорошо работающее? Вот так и выходит со станции современный дизель-поезд, под разрешающе поднятое крыло семафора...

Салон в принципе отличается от электропоезда мало. Внутри только шумнее за счёт дизеля. Слева на фото - туалетный модуль. Они в новых поездах все такие: открываются по кнопке, внутри сенсоры... Вода и бумажные полотенца в наличии, не говоря уж о туалетной бумаге.

На ветках с короткими пассажирскими платформами, но с более-менее большим пассажиропотоком используются двухэтажные вагоны. Также - просто на ветках с большим количеством пассажиров. Данный шёл по маршруту Кобленц-Кёльн, чуть более 100 километров расстояние.

Потолок, несмотря на небольшой европейский габарит, не давит. Можно нормально ходить, так ещё и место под багажные полки нашлось.

Наклонные окна снабжены шторками, чтобы не было так жарко. Впрочем, кондиционеры в поездах есть всегда.

RE - Regonal-Express. По маршруту чаще всего то же, что и RB, только идёт быстрее и без частых остановок. Обычно представляют собой вагоны на локомотивной тяге. С хвоста поезда - вторая кабина управления, обратно можно ехать, не перецепляя локомотив.

Бывает также экспресс как обычный моторвагонный подвижной состав (на фото,правда, RB, но сам экстерьер поезда одинаковый):

Салон первого поезда - просто вагончик с креслами. Входная дверь по кнопке. Впрочем, я уже показывал, как в вагоне с постом управления можно смотреть за спиной машиниста, как едет поезд.
Ну и заодно фото салона.

У каждого блока кресел - своя мусорка. Над сидениями - лампочка индивидуального освещения.

А у "электричкового" вагона - тележка под сочленением, свободный проход по всему поезду, только над тележкой пол выше. Сидения чуть покрасивее, чем в RB, а в целом если не всматриваться, то можно и не ощутить разницы. Все вагоны тихие в смысле шумоизоляции, моторы асинхронные, с места поезд рвёт как зверь.

Далее идёт IC - Intercity. Предназначен для поездки из крупного города в крупный же, по дороге делает остановки в средних по размеру городах.
Встречал вагоны только с локомотивной тягой. Внешне они напоминают вагончики дальнего следования, и даже не у всех них внешняя дверь по кнопке, есть и открываемая ручкой.
Сбоку - табло с номером поезда и маршрутом.

Салон либо самый простой сидячий, для виду разделённый стеклянной перегородкой...

Либо позатейливее:

Как я понимаю, это довольно старые вагоны на фоне используемых на сети дорог. Внутри - коридорчик с купешками на 6 сидений. Но кондиционер присутствует и здесь!

Кстати, вагон стальной, и хорошо видно мятость металла в отблесках глянцевой краски. Наши вагоны тоже мятые, а вот с алюминиевым корпусом таких проблем нет.

ICE - Intercity Express. Идёт без остановок между крупными городами, если надо пересечь всю Германию - то это тот самый случай.
Известен у нас по "Сапсану", но Сапсан - это ICE3, а тут попадаются и ICE2. У них другая морда, и кроме того, головные вагоны являет собой либо локомотив, либо вагон с кабиной управления, то есть тут не распределённая тяга, как в третьем поколении.

Салон похож на салон IC или RE, автоматическая дверца, стеклянные перегородки, полочки.

В начале вагона, однако, несколько купешек на 6 мест - но такое же решение, комбинация купешек и сидячего общего салона в одном вагоне - встречается и в IC.

И наконец, ICE3. Немцы им гордятся, даже в музее в Нюрнберге стоят аж два макета головного вагона ICE3. Пока что макета. ) Ну, в принципе, гордиться есть чем, у него плавность хода потрясающая, а тишина в салоне просто давит на уши. Если в вагоне не едет компания бодрых немцев, которые ОЧЕНЬ громко любят разговаривать, то тишина даже давит на уши. Впрочем, для любителей тишины у DB есть вагоны, где запрещено разговаривать по телефону. Просто для тех, кто не хочет слышать трындёж. Очень верное решение - выделение таких мест. И я видел, как тётушка одёрнула немца, которому позвонили в таком вагоне, и он, забыв, начал что-то там кричать в трубку, ну как обычно, все видели. Ничего, послушался, замолчал...

А, да. Салон. Скучный самолётный салон, да. )

Вот примерно так. Я не перечислил все типы поездов, их больше, есть ещё и частные перевозчики, но эти вот - самые основные, которые могут попасться при путешествии по Германии поездом.
В своей поездке по Германии мы как-то купили пересадочный билет между городами ICE+IC, или ICE+RE, главным образом из-за экономии средств (ICE шел до пункта назначения, но с пересадкой гораздо дешевле). Случилось так, что ICE опоздал прилично и нам кондуктор разрешила ехать дальше.
Но да - это для немцев, у нас такое нельзя пускать, граждане загадят
Yaten Uranium, эта красота ещё и дороже в смысле цены билета...
А наши, думается, тоже приучаемые.))