пятница, 27 сентября 2013
Почти всех новых городов на БАМе есть город-строитель, или даже целый регион. Так, Лену строила Кубань, Новую Чару - Казахстан, а Северобайкальск строили ленинградцы. Перед вокзалом стоит памятник с соответствующей табличкой. Отсюда и колорит, и украшения на домах. В Новой Чаре - узоры на панельках (похоже, и ЖБИ везли оттуда) и юртоподобный вокзал, в Усть-Куте - выложенный кирпичом герб Ставрополя (залепленный, однако, поверх плакатом города Усть-Кута).

«
Северобайкальск» на
Яндекс.Фоткахчитать дальше
Ленинградцы построили дома с вот такими затейливыми эркерами. Кроме того, дома обычно построены квадратом или хотя бы углом, закрывая двор от ветров. В нишах, кроме того, удобно сушить бельё, что хозяйками и делается.

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Табличка в честь первой улицы пятиэтажек. Дома в них давали передовикам, как водится. До сих пор дома неплохо выглядят, да и это центр города, рядом с вокзалом.

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Вокзал интересен тем, что имеет высокую платформу. Жителям столиц это не внове, но в общем-то за их пределами пассажирам, выходящим из поездов или заходящим в них, приходится прикладывать некоторые усилия, хотя б и за поручень держаться, а уж с сумками если...

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Кстати, когда имени будущему городу ещё не придумали, станция называлась Нижнеангарск. Ну в принципе логично - Ангара на Севере Байкала и впадает. 

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Но тогда, когда дома ещё строили, люди жили в бараках. Длинных деревянных бараках. Это по планам было, конечно, временно, потом планировалось всем построить уже нормальные дома со всеми удобствами. Сейчас люди до сих пор живут в бараках. В них проваливается пол, сквозит, всё ж прошло 30-40 лет со времени их постройки. Ну и провода типа "кошмар связиста/электрика".
Но отопление у бараков - центральное. Что здесь, что в Новой Чаре, где я тоже был не просто на остановке поезда. Строители справедливо решили, что лучше уж заводить уголь, чем жители порубят всю окружающую тайгу...
Кстати, о тайге. На станции Лена отчётливо пахло гарью, а в Северобайкальске на сопке было видно прямо из центра города выжженное пятно леса. Но как-то в новостях я не слышал о пожарах, ну так не Шатура горит, не на Москву смог идёт...

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Ещё барак, за забором. Автопром, кстати, наполовину всё ещё отечественный. Очень популярна белая "Нива": говорят, в 90-х просто эшелон пришёл, ими выдавали задержанную зарплату...

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Улица Космонавтов. Романтическое название... Тут же помойка с роящимися в ней собаками, уличный туалет для жителей бараков и вполне работающий светофор - это продолжение центральной улицы, той самой, с ленинградскими панельками. Дороги асфальтные, но если срезать - то ноги моментально будут в пыли, с камешками в сандалиях. Космос, будущее... И остатки стиральной машины "Вятка".

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Стоит церковь. Это явный новодел, в новых советских городах церквей не могло быть. Рядом - памятник Великой отечественной войне. Почему-то с БМП-1 на постаменте.

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Байкал. Казалось бы, были в городе сутки, а нет, на берег вышли всего на полчаса... Ноги помочить. Зато успели скататься на горячие источники, откиснуть после гор: тектоническая деятельность в недрах гор ещё сильна, и горячая аж до замирания дыхания и тяжкого сердцебиения вода в купальне отчётливо пахнет серой.

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Мысовой туннель. Я уже писал о них, но повторюсь...

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
Их 4. Пробиты по северному берегу Байкала. Было два варианта обойти озеро: либо сделать насыпь в самом озере и проложить там дорогу (временная ветка шла прямо по берегу, сейчас там автомобильная дорога), либо пробить четыре тоннеля. Местами также устроены противообвальные галереи. Внутри них через определённые промежутки установлены ниши с пожарными кранами и аварийные выходы.

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
И на прощание при отъезде Северобайкальск показывает нам памятник: составной самосвал МоАЗ.

«Северобайкальск» на Яндекс.Фотках
А вообще города при БАМе живут магистралью. И ещё детсадиками, магазинами, поликлиниками, но это всё равно крутится ... Другой работы нет. И потому популярная присказка "БАМ-дорога в никуда", кроме того, поддержанная молодым теоретиком шоковой терапии Гайдаром привела к тому, что развитие оказалось остановленным. Как дороги, так и будущих прилегающих к ней предприятий по добыче полезных ископаемых. Причём дорога нужна - Транссиб загружен. Но развития пока на ней нет, и грузовые поезда ходят нечасто. Среди попыток "развития" есть и дорога до Эльгинского угольного месторождения. Она была построена, но методом вырубания трассы в скале. В итоге на ней постоянный камнепад...
@темы:
Краеведение
Обалдеть... еще когда этим домам было лет по 15-25, говорили, что их на 5 лет строили. А теперь уже 30-40. Что-то из серии "нет ничего более постоянного, чем временное"...
Зато успели скататься на горячие источники
Не на Дзелинду, случаем?
Другой работы нет.
А экотуризм всякий? Ну, по крайней мере в Северобайкальске? Еще, помнится, там какая-то камнедобыча была, гранаты-чароиты...
Веришь - не помню. ) Вдоль БАМа долго... а там домик такой, приятный. ))
экотуризм всякий
Конечно, но это ж явно не градообразующая работа... Как и ювелирка...
Кстати, а точно станция Нижнеангарск, а не Верхнеангарск? Там же речка Верхняя Ангара, как раз по ней и сплавлялись.А нет, проассоциировалось просто, уже в Вики заглянулаА насчет туризм неградообразующий.. это смотря как поставить...
Комары - это ладно... Мошка куда хуже.
Alexilyin, ага, правда, не в Северобайкальск, там у нас был просто отдых.
Мошка куда хуже. да-да, особенно в ушах
Что-то я весь вечер под впечатлением. Как-то мне дико, что за 15 лет так мало что изменилось. Вон на Видное свое смотрю, для сравнения, даже если с Мск не сравнивать... Я там была с разницей в год, на второй раз было ощущение, что информация туда стала много быстрее добираться, по крайней мере если по распространенности тогдашней попсы судить. А тут вневременье какое-то, кажется, что даже "более лучше одеваться" не стали...
Но вот инфраструктура конечно же всё та ещё, советское наследие... Вообще от БАМа общее такое впечатление - заброшенности... Но вроде как некий подъём, опять же на вид, начался.
А кстати, памятник войне был тогда уже?
Зато в оцифрованном видео сейчас три минуты города нашла, если придумаю, как вырезать, покажу
Кроме того, объектив запотевает утром, когда из палатки вытаскиваешь наружу...
Но так, когда тепло и сухо, да, нормальные снимки. )
Там не фонило случаем? И хочу еще спросить, во что обошлась дорога и как добирался?
Дорога обошлась: самолёт до Красноярска (дорого) и затем билет на плацкарт до Новой Чары (относительно дёшево), то есть тысяч 15-20 в один конец, в зависимости от того, как купишь билет на самолёт, там бывают крайне разные цены.