Посмотрел "Я, робот". Да, Азимова переврали хорошо, ну да ладно. Начало фильма было просто замечательно, конец смазали "экшеном", что опять же простительно.
Непростительно другое: паранойя. Нет, не у главного героя. У создателей фильма. И эту паранойю они успешно прививают зрителям.
Впрочем, до создателей надо винить Азимова, который и создал три закона роботехники*. Обратите внимание: первый закон - робот не может принести вреда человеку. То есть существует презумпция виновности: "робот нацелен на принесение вреда человеку". Можно возразить, что кто-то может запрограммировать робота на уничтожение человека или нескольких людей, и люди в силу физической или, к примеру, умственной** слабости не смогут этому помешать. Но в общем-то людей-преступников и без того мало, и этот самый преступник может воспользоваться как роботом, так и скажем, пистолетом, и другой человек, выступающий в качестве жертвы, не сможет в силу вышеперечисленных слабостей этому помешать.
Но в отличие от "Терминатора", где роботы были созданы для убийства людей, в "Я, робот" всё несколько тоньше: нет прямой угрозы, роботы сделаны для всесторонней помощи людям. И создатели фильма капают на мозги в мировом, увы, надо признать, масштабе, внушая мысль о том, что робот может быть опаснее пылесоса или кофемолки. А вот опасней ли робот Интернета?*** Причём человеку доверия больше. Хотя человек опаснее. Ну ещё бы: программа человека отлаживалась миллионами лет эволюции, программа мощной машины убицства, обладающей интеллектом, который позволяет уничтожить даже собственную планету. А робот, как ни крути, сыроват в сравнении с такими масштабами.
Но что ж тогда получается: законы робота - просто защита от программных ошибок и недоработок человека? Да, и это тоже! Но почему ж тогда в фильме не убили ни одного программиста? Кроме медальнолицего директора компании, который и на программиста-то не похож? Да всё потому же - надо было сделать экшн... А на подкорку зрителям пишется: роботы несут вред в себе потому и только потому, что они - роботы!
Таким образом, когда-то Азимов в силу привнесения художественной силы в свои рободетективы придумал три закона, а на поверку выразил опасения всего человечества. Опасения того, что они, люди, станут ненужными. Впрочем, неандертальцы вероятно тоже тоже опасались. Ну и где эти неандертальцы сейчас? А кроманьонцы-то вот они... Но тут-то не параллельные ветви эволюции, а попытка создания системы, которая сложнее создавшей её системы! Что, мягко говоря, ещё надо умудриться отчебучить...
В общем, как зрелище фильм удался. Но к сожалению он удался и как запал подсознательного недоверия и даже противодействия роботам, которые всё равно рано или поздно придут...
___________
* Надо отметить, что переводчик намерено использовал слово "роботехника", а не бытующее до сих пор "робототехника". Ему так казалось корректнее, да и вообще, надо ж отделять качественно разные науки... Наша "робототехника" - это скорее автоматизация производственного процесса.
** :-)
*** Нет, в том-то и дело, но это тема отдельная.
Current music: "До чего дошел прогресс" - Е.Крылатов - Ю.Энтин