И сказавши уже два раза
А, то есть про крушение императорского поезда 17 августа 1888 года, нужно сказать
Б, то есть о его причинах.
Нельзя сказать, что катастрофы были редки на дорогах Российской Империи. Так, всё в том же 1888 году погибло 420 человек, пострадало 1413. В среднем за год в восьмидесятые происходило под три сотни сходов с рельсов и около восьмидесяти столкновений поездов.
Но происшествие с царским поездом выбивалось из всех. Причина крушения не была одной. Как обычно, их было несколько.
Во-первых, место было достаточно необычное, в 7 верстах от станции Борки или на 277-й от Курска. В этом месте была насыпь длиной 508 саженей, высотой 5,17 (сажень - 2,1336 м, можно просто на 2 умножать для простоты). Также насыпь имела радиус 300 саженей и подъём 13 тысячных, хотя руководящим подъёмом на дороге считался 8 тысячных. Кроме того, в зимнее время по существующим в то время правилам длина пассажирского поезда не должна была превышать 11 вагонов, но в поезде было 16. Масса поезда была 27630 пудов, что соответствовало товарному поезду в 28 вагонов, скорость которого в таком случае должна была ограничиваться 28-ю вёрстами в час. Поэтому тяжёлый поезд, составленный из разных по весу и конструкции вагонов, вели два паровоза: товарный Т164 завода Зигеля и пассажирский П41 завода Струве. Скорость была превышена по сравнению со средней на дорогах в те времена и составляла 57, а по другим данным 67 вёрст в час. При этом бывший тогда начальником движения Юго-Западной ЖД С.Ю. Витте предупреждал об опасности формирования такого поезда. Но на каждой остановке инспектор императорских поездов барон Таубе подходил к поездной бригаде и хвалил их за ускорение против расписания. Во время этой же поездки барон сказал, что бригада получит в Харькове "царские" подарки за быструю езду.
Итак, поезд, ведомый двумя паровозами, быстро едет по насыпи. Первым следует товарный паровоз, не рассчитанный на такую скорость. Путь из лёгких рельсов массой 22-24 фунта на погонный фут начинает уширяться, расшатываемый боковыми качениями товарного паровоза. Несмотря на то, что путь построен два года назад, костыли начинают вываливаться. В 12 часов 14 минут (почему-то в русском Интернете пишут про 14 часов 14 минут, хотя очевидцы говорят, что его ждали на станции Мерефа сразу после полудня) во время императорского завтрака (подавали гурьевскую кашу) второй паровоз сходит с рельсов...
читать дальше
Всё происходит в 6-7 секунд. Оба паровоза сходят с рельсов, накреняясь влево. Вагоны тоже начинают раскачиваться, первые четыре разносятся в щепки. В вагоне-столовой, в которой находилась императорская семья, разлетаются в крошку все зеркала. Вагон снаружи выглядел жутко, однако царская семья не пострадала. На фото ниже вагон-столовая слева, справа - великокняжеский вагон. Крепкая крыша вагона спасла многих. Шёл дождь, была грязь. Сразу погибло 22 человека, ранено 41, из которых шестеро умерли позже. Александр III, без пальто и фуражки, принялся руководить спасением, спуская раненых под откос. Видя, что своими силами помочь многим раненым они не в силах, царь приказал стрелять по цепи. Имелось в виду то, что вдоль всего пути стояло оцепление из солдат Пензенского пехотного полка, которые начали палить в воздух. Таким образом поднялась тревога. Из Харькова был затребован санитарный поезд...
Крушение вызвало также политический резонанс. Одна английская газета съязвила: "Монарх может путешествовать быстро и безопасно лишь если его подчинённые ездят быстро и безопасно". В газетах, в том числе иностранных, поднимался вопрос, почему не сработали автоматические тормоза Вестингауза. А причина была проста: они были всего на трёх вагонах из 16-ти. Часть была неисправна, а часть просто выключена, потому что императору не нравится скрипящий звук тормозных колодок! Кроме того, сыграла роль разносортица вагонов. В первую очередь, как ни парадоксально, это касалось вагона министра путей сообщения К.Н.Посьета. Может, потому что он был адмиралом, а не железнодорожником? Хотя себя он проявил новатором и при нём сеть дорог увеличилась на 9000 км. Однако по результатам разбора происшествия своего поста он лишился. Так вот, его вагон был старинного типа. За время пути до места крушения у него два раза загорались буксы. И, будучи поставленным третьим от паровоза, он сделался препятствием, о которое разбивались следующие за ним вагоны.
По итогам принятых мер на паровозах императорских поездов, а затем и на других, начали ставиться скоростемеры. Стали активнее внедряться воздушные тормоза, а там, где они оставались винтовые, начали хотя бы пробрасывать верёвки для связи с тормозными кондукторами. До этого даже на императорском поезде связь была с помощью махания рук и даже перелезания на паровоз с багажного вагона, следовавшего первым...
Воистину, героизм - следствие исправления чей-то халатности. Как бы потом не писали про поварёнка, пронёсшего в столовую "адскую машину"...