Продолжаю выкладывать избранное из каталога "Международная выставка "Железнодорожный транспорт '86", экспонаты СССР".
«обложка каталога» на Яндекс.Фотках
В нём несколько разделов, каждый раздел предваряет рисунок паровоза - по хронологии. Вот их я сейчас и покажу. Они почему-то довольно тёмные, но зато, несмотря на отсутствие тендеров у паровозов, фоном прорисована соответствующая времени и месту применения местность. А я от себя добавлю подробностей...
читать дальше
1. Паровоз Черепановых. Смесь частично своих, часть почерпнутого Мироном Черепановым в его командировке в Англию технических решений. Как следствие, получился паровоз вполне на уровне Стефенсона, а второй - даже лучше. Но поскольку он эксплуатировался на дороге длиной меньше километра, то в итоге всё равно вернулись к лошадям... Невыгодно вышло.
«Паровоз Черепановых» на Яндекс.Фотках
2. Первый пассажирский паровоз Коломенского завода, сделанный по своим чертежам, а не копия зарубежных. На нём уже появилась будка с крышей, защищающая бригаду от непростых российских погодных условий. Первые же паровозы не имели даже крыши. Но не только погода была недружественна - однажды локомотивную бригаду сломавшегося на перегоне паровоза съели волки...
«Парово 1-2-0» на Яндекс.Фотках
3. Паровоз Ов. Знаменитая "овечка". "О" означает основной, закупался как товарный вагон. Имел большой запас по прочности и по нагрузке на ось - в итоге практически все бронепоезда во Второй мировой на базе "овечек" и были - они позволяли навесить броню без изменения конструкции экипажной части. До "овечки" выпускался тип "Од", отличался старым кулисным парораспределительным механизмом - не Вальсхарта, а Джоя. Вообще, долго выпускавшаяся серия, полтора десятилетия на стапеле! На момент постройки была прорывом - 4 ведущие оси, а не три, компаунд-машина вместо простого действия.
«Паровоз Ов» на Яндекс.Фотках
4. Паровоз Дж. Не понимаю, зачем он тут оказался, разве что как экзотика. Переделанный в железнодорожных мастерских (отсюда буква ж) паровоз-двухпарка (то есть две пары ведущих осей, отсюда и буква Д, эта серия объединила все старые паровозы на две оси)
«паровоз Дж» на Яндекс.Фотках
5. Паровоз Нв. Работал на Николаевской железной дороге (отсюда буква), имел кулисный механизм Вальсхарта (индекс "в"), водил пассажирские скорые (курьерские так называемые) поезда из СПб в Москву и соответственно обратно.
«паровоз Нв» на Яндекс.Фотках
6. Паровоз серии Э. Ну, что сказать, его все знают! И видели пусть не в фильмах, так на памятниках. Сменивший "овечку" основной товарный паровоз (уже 5 ведущих осей), также вынесший на себе военные перевозки. Является рекордсменом по количеству построенных паровозов и продолжительности выпуска. Выпускали его даже не на десятке - на почти двух десятков заводов как в России, СССР, так и за границей.
«паровоз Э» на Яндекс.Фотках
7. Ещё одно событие 1912 года - паровоз С. Пассажирский паровоз, точно также сделанный для вождения быстрых поездов. Обратите внимание на его номер - С.245. Паровоз, на котором правительство Ленина переезжало из Петрограда в Москву - по крайней мере до Бологого. Драматичную историю сохранения последней "эски" с перемаркированием С.68 в С.245 я уже рассказывал...
«Паровоз С» на Яндекс.Фотках
8. И снова 1912 год. Паровоз серии У: Рязано-Уральских дорог. Имел компаунд-машину на 4 цилиндра и соответственно коленчатую первую ведущую ось, цилиндры высокого давления располагались снаружи и имели привод на вторую ведущую ось. Машина была сложной в ремонте. Одна из них сохранилась - это паровоз У-127, на котором везли умершего Ленина (по странному совпадению бывшим почётным машинистом этого паровоза) в Москву из Горок, о чём я тоже уже рассказывал. Что характерно, на картинке номер У-128. Паровоз в отличном состоянии и скоро будет доступен всем - когда наконец-то на Павелецкой закончится затянувшийся ремонт музея железных дорог.
«паровоз У-128» на Яндекс.Фотках
9. Паровоз ФД - Феликс Дзержинский. Первый продукт "шарашки", а также первый продукт компиляции по мотивам американского паровозостроения. В США были заказаны два типа паровозов Та и Тб, а также чертежи к ним.Чертежи были получены раньше паровозов, и ещё до того момента, как заказанные паровозы прибыли в СССР, первый ФД, сделанный за 40 недель, уже вышел на испытания! Американские же прототипы особо не работали у нас - были очень тяжелы, не для наших путей. ФД же имел также пассажирскую модификацию, названную ИС, а при Хрущёве переименованную в ФДП. "Машина «ИС», единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне – столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина. (© А. Платонов)"
«паровоз ФД» на Яндекс.Фотках
10. Паровоз серии СО. Серго Орджоникидзе или просто Серго в устах машинистов. Попытка получить более мощный, чем Э, паровоз, при том сохранив значительную унификацию с ним. Имел огромную топку - 6 кв.м., протопить которую было на пределе человеческих сил, а стокер в машине проектно отсутствовал. Потому все сохранившиеся паровозы СО переведены на отопление мазутом... Также стоит отметить, что на СО проводились эксперименты с конденсацией пара - Каганович очень рассчитывал на экономичность этого паровоза в песках Средней Азии, куда его и отправляли. Собственно на картинке не зря показаны ЛЭП - этот паровоз вполне может быть символом первых пятилеток.
«Паровоз СО» на Яндекс.Фотках
11. П36. Последний пассажирский паровоз Коломенского завода. О чём на картинке на дымоотбойнике паровоза и написано (этот паровоз, П36-0251, сохранился, стоит в музее на Варшавском вокзале). 251 паровоз, всего-то... На них и закончилась эпоха паровозостроения в СССР, машины, считавшиеся символом развития страны, внезапно по решению правительства стали наоборот - якобы показывать отсталость...
«Парово П36» на Яндекс.Фотках
ЗЫ. Что характерно, Коломенским (бывш. братьев Струве) началось, им же и закончилось.
Продолжаю выкладывать избранное из каталога "Международная выставка "Железнодорожный транспорт '86", экспонаты СССР".
«обложка каталога» на Яндекс.Фотках
В нём несколько разделов, каждый раздел предваряет рисунок паровоза - по хронологии. Вот их я сейчас и покажу. Они почему-то довольно тёмные, но зато, несмотря на отсутствие тендеров у паровозов, фоном прорисована соответствующая времени и месту применения местность. А я от себя добавлю подробностей...
читать дальше
«обложка каталога» на Яндекс.Фотках
В нём несколько разделов, каждый раздел предваряет рисунок паровоза - по хронологии. Вот их я сейчас и покажу. Они почему-то довольно тёмные, но зато, несмотря на отсутствие тендеров у паровозов, фоном прорисована соответствующая времени и месту применения местность. А я от себя добавлю подробностей...
читать дальше