"Угнать паровоз за 60 секунд", часть 1.Наверное, каждый, кто первый раз видел фото будки машиниста паровоза, получал полный афиг от того, сколько там всего вентилей и ручек. Я не был исключением. Вот заходишь - и тут такое! Что, куда, зачем?..
«
Будка Су» на
Яндекс.ФоткахОднако всё не так сложно вышло. Хотя осталось сугубое ощущение, что паровоз - прежде всего промышленный агрегат. И только во вторую очередь - средство передвижения. Ехать на нём не сложно. Вся сложность паровоза - ехать на нём оптимально и экономно. То есть беречь уголь с водой и сохранять давление для подъёма на достаточно крутых и продолжительных уклонах. Это достигалось с опытом как вождения паровоза, так и знаний о рельефе пути.
А сами приборы - они называются "арматура котла" - вовсе не так сложны. Если интересно, то глянем на примере паровозика С
у.
читать дальше
«Будка Су» на Яндекс.Фотках
Сверху над котлом располагается пароразборная колонка. Хорошая аналогия этой штуковины - электрический щиток. Куда надо подать энергию - тем пакетником и щёлкаем. В данном случает - подаём пар.
Итак, слева направо:
1. Вентиль водомерного стекла 11;
2. Вентиль левого инжектора 9;
3. Вентиль сифона (устройства для создания тяги при неработающей паровой машине, например, на стоянке);
4. Привод паровозного генератора, 1 кВт, для собственных нужд паровоза;
5. Центральный вентиль, подача пара на пароразборную колонку вообще. Главный выключатель, так сказать;
6. Привод поездного генератора, 5 кВт, для нужд пассажирского состава. Ха, когда-то 5 кВт хватало...;
7. Вентиль правого инжектора;
8. Включение паровоздушного насоса. То есть накачивание давления для тормозов.
Так, с колонкой покончили. Далее по "приборной панели":
9. Инжектор. Служит для подкачки воды из тендера в котёл. Вода подаётся по чёрной трубе слева, закрывается вентилем;
10. Рукоятка инжектора. Приподымаешь - и водичка в котёл пошла. Процесс сопровождается зрелищным парением в вестовую трубу, очень клёво на фотографиях выходит.
11. Водомерное стекло. Показывает, собственно, сколько воды в котле осталось и не пора ли подкачать. Очень важный показатель, особенно на крутых уклонах - можно обнажить нёбо топки со всеми вытекающими последствиями вплоть до взрыва котла.
12. Поэтому на всякий случай стекло дублировано водопробными краниками. Бывает, стекло лопается или ещё что - и тут открыл краник и смотришь, вода или пар пошла. Для того, чтобы не ошпарить руки, краник снабжён этакой чашечкой-гардой.
13. Привод регулятора. Для автолюбителей - это педаль газа. Насколько отклонён рычаг, столько пара поступает в паровую машину из сухопарника, то есть собственно пара из котла, и настолько больше идёт мощность на машину.
14. Промывочные пробки. В движении не участвуют.
15. Пожарная гайка. Используется также как насадка шланга для увлажнения угля. В фильме "Край" эта гайка трагически и технически безграмотно сама собой отвинтилась, обдав актёра Машкова паром. Клюква, в общем.
И по стороне машиниста. Тут почти всё так же, как перешло потом на тепловозы и электровозы.
«Будка Су» на Яндекс.Фотках
1. Скоростемер. Указатель скорости, времени, давления в тормозной магистрали и записыватель всего этого безобразия на бумажную ленту, этакий "чёрный ящик". Арбитр для разбора полётов.
2. Реверс. Колесо, регулирующее отсечку пара в паровой машине, а также направление движения. Чем больше отсечка, тем больше пара в цикле уйдёт в цилиндры и тем больше будет скорость.
3. Поездной тормоз. Работает на весь состав.
4. Вспомогательный локомотивный тормоз. Работает только на паровоз.
5. Привод песочницы. Сыпет песок под колёса для увеличения сцепления с рельсами на уклонах, при трогании, на мокрые рельсы.
Собственно, из основного всё. Есть также рычаги привода продувки цилиндра паром и продувки котла, но они на фото не попали, находятся сбоку.
А в итоге несложно же, да?