Картинки про самолёты. )
Бешеному Стороною три часа дороги и больше сотни вёрст - не крюк. Даже дождик с утра не смутил, упрямый стороной всё равно поехал в Монино, в музей ВВС. Ибо давно хотел. В общем, и хорошо вышло, ибо народу было мало, в кадр никто не лез, а кроме того Стороной проник за ограждение, ушёл в дальний конец выставочного поля и сфотографировал то, что давно хотел заснять: ВВА-14 Бартини.
Прямо у входа даже не поражает, а буквально давит своим величием В-12, тяжёлый вертолёт с поперечной схемой расположания винтов. Он так и не возжелал полностью залезть в кадр, зато под его правым двигателем можно рассмотреть Су-35, из таблички к которому Стороной с удивлением узнал, что данный пепелац выпускается серийно в Комсомольске-на-Амуре. Мдя, уж если опытную партию из десятка самолётов можно назвать серийной...
Зато два красавца и, не побоюсь этого слова, звёзды монинского музея - М-50 Мясищева и Т-4 Сухого - прекрасно влезли в кадр. Но правда, сверху в кадр влез нос самолёта, из-под которого Стороной всё это дело фотографировал, но это уже мелочи. Проклятые буржуины, увидев первый раз фотографии М-50, всерьёз посчитали, что у него атомная силовая установка, и на основе этого интенсифицировали свои работы по атомолёту. На самом деле атомная установка была бы у М-60, но это другая история, а самолёт же и впрямь выглядит очень футуристично даже поныне.
В крытом ангаре экспонаты чуть ли не свалены в кучу, потолок в нескольких местах протекает, на сухом участке спит собака, в тишине капает вода, рябит лужа, и в этой очень тарковской обстановке тёмным пятном отражается И-16.
Наша попытка создать вертолёт продольной схемы. Это Як-24. Почему самолётное КБ вдруг начало делать вертолёт, я так и не понял - но как факт - вот она, это попытка. В США "Чинуки" летают и посейчас, а вот у нас такой зверь не прижился. Впрочем, несмотря на то, что спроектирован он был очень шустро - за 9 месяцев, доводка его происходило мучительно. Тяжёлая вибрация не пропадала. Наконец после плясок с бубном разрабтчики укоротили лопасти на 50 см. И тряска пропала! Впрочем, на серийных образцах она вновь появилась, но по другой причине - жёсткой связи между винтами по управлению шагом лопастей. Проблему тоже решили, после чего вновь удлинили лопасти.
Это последний сохранившийся вертолёт, бывший трубоукладчик. И кажется, на открытом воздухе ему быть противопоказано - обшивка у него фанерная...
Самая настоящая стрекоза. Летающий кран Ми-10. Слева Ми-4, который создавался с расчётом взаимозаменяемости многих узлов с Як-24, а справа можно рассмотреть Ми-2, который летает в фильме Мимино. И по размерам видно, что корова и впрямь в него бы не влезла.
А это последствия пожара. Сгоревшая 124-я тушка...
Як-141, самолёт вертикального взлёта и посадки. Под его крылом Стороной пережидал сильный дождь. Уникальный тоже самолёт, делался под атомный авианосец "Ульяновск", который был бы первым "нормальным" авианосцем в СССР, но тут развал страны, "Ульяновск" в почти 90% готовности остаётся у Украины на стапелях в Николаеве и режется на иголки... Самолёт тоже не нужен в таком виде, и механизм поворота сопла двигателя за копейки продаётся США и ныне успешно используется в F-35... Забавно: самолёт явно "тестовый", испытательный, и габаритный огонь на крыле выполнен из... дерева!
Наша гордость. Ту-144, во время каждого полёта которого раз в неделю в Алма-Ату Политбюро сидело на валидоле... Не удивительно, что он пролетал на пассажирских рейсах меньше года. Билет на него стоил рублей 60. Для справки: за аналогичный рейс "Конкорда" из Парижа в Нью-Йорк надо было выложить порядка 2 т. долларов...
Ну а вот и ВВА-14. Бартини - итальянец, живущий в СССР, - отличался передовыми идеями, впрочем, по виду этого аппарата видно, что Рутану Бартини не уступал. Это должнен быть патрульный самолёт вертикального взлёта, но тоже в серию не пошёл.
Печальный вид самолёта - следствие ночёвки в Лыткарино. Когда его везли в музей, то оставили на берегу реки без охраны в ожидании вертолёта. За ночь цветметчики вынесли всё, до чего дотянулись...
В итоге: музей порадовал. Даже погода порадовала, главным образом тем, что разогнала посетителей. Съездите, не пожалеете... Чуть позже, когда восстановят ещё одну крытую экспозицию.