На декабрьском пленуме ЦК ВКП(б) нарком путей сообщения Л.М. Каганович сказал: "Этот паровоз совершит целую революцию в паровозном хозяйстве". Однако слова его пророческими не оказались. Революции не произошло.

Хотя идея была здравая. Недостаток паровоза в том, что кроме топлива - угля ли, нефти - он ещё требует воды. Много воды, паровоз вставал для заправки водой каждые 100 км, заливая по 20 тонн воды. При мощности около 1000 л.с. это получалось при грубой прикидке 0,2 л/(км * лс). В пустыне, а в те годы как раз построился Турксиб, с этим проблемы. А если воды достаточно, то подстерегает второй враг - накипь. Несмотря на применение антинакипинов, жёсткая вода даёт осадок на жаровые трубы, снижая теплоотдачу в котёл и экономичность паровоза как итог. В то же время пар, отработав в машине, вырывается в трубу. Да, он этим создаёт тягу, но... но хотелось большего.
Так была реализована идея паровоза с конденсацией пара. Отработанный пар уже не уходил с выхлопом в трубу, а шёл в тендер. По пути вращая турбину дымососа - простого турбинного насоса, для создания тяги, а также проходя через маслоотбойник для очистки пара от масла, которое принесло из паровой машины. На тендере он охлаждался в специальных конденсаторах производительностью от 11 до 14 тонн в час, в зависимости от температуры окружающего воздуха. Кроме того, тёплая вода из тендера (80 - 90 градусов после конденсации) подавалась снова в котёл, снижая затраты на её дальнейшее нагревание.
И по замыслу НКПС новая серия грузовых паровозов "Серго Орджоникидзе" средней мощности, представляющих собой модернизацию паровоза серии Э, почти вся состояла из паровозов с конденсацией воды. Назывался такой паровоз СОк или СО19 (его нагрузка была 19 тонн на ось в отличие от 17 тонн обычного СО - СО17).


©: Скан из книги Л. Б. Януша "Русские паровозы за 50 лет".

Паровозов вживую не осталось. Потому что они были переделаны в самые обычные ещё тогда, когда о тепловозах речь не шла (ну, не самые, они вышли чуть тяжелее и носили серию СО18). Система оказалась капризной, сложной, соединения между тендером и паровозом текли, а пресловутые "особенности культуры обслуживания сложной техники" 1 не позволяли произвести ремонт. Впрочем, те же аккуратные немцы, до войны возившиеся с подобными системами, тоже на них в итоге плюнули. Сам такой паровоз стоил дороже, нагрузка на поршни, проталкивающие на выхлопе мятый пар в конденсаторы (несмотря на 130 мм диаметра трубы мятого пара), была выше, а на крутых подъёмах паровоз захлёбывался. Потому музейных экспонатов или памятников и нет. Есть модельки.

Вот моделька такого тендера.

©

И вот такая случайно встреченная в Вологде в музее моделька же (посетители обычно даже не подозревают об особенности модели). Стекло бликовало, но фиолетовое - а это новый цвет в окрасе паровоза - видно. Это пути отработанного пара в тендер.




________________
1 Закавыченную фразу я прочёл во вполне современном журнале применительно к сложной технике в современных российских реалиях. Кстати, о ней же. Другие казавшиеся перспективными улучшения паровозов - водо- и воздухоподогреватели от отработанного же пара тоже не прижились.