Если вам ещё не надоело, то вот ещё история о паровозе и Ленине. Паровоз, правда, другой, но Ильич всё тот же.
читать дальше
Вот обложка книги Виталия Александровича Ракова. Это первый том, а всего их 4, и эти тома - без преувеличения - любимый справочник интересующихся отечественным локомотивостроением.
А вот паровоз С68, стоящий в музее на бывшем Варшавском вокзале, что в Питере.
©: www.12mm.ru
Самое интересное, что по всей видимости это один и тот же паровоз.
Как так вышло?
А началось всё в 1918 году. когда советское правительство в минимальном составе решило покинуть Питер и понаехать в Москву. О чём, кстати, до сих пор сохранилась памятная надпись на стене бывшего дебаркадера Ленинградского вокзала. Правительство было тогда ещё многопартийное, и во избежание провокаций со взрывом членов разместили вперемешку. По каждой фракции в вагоне. Не знаю уж, как они там ужились, но тем не менее 10 марта от станции "Цветочная" в сопровождении латышских стрелков поезд таки выехал.
Вот кстати этот паровоз, фотография Л. Амурского "Чугунная тройка".
©: Взято с dic.academic.ru
По пути не обошлось без приключений. Меж поездами, а ленинский шёл вторым, вклинился состав с дезертировавшими матросиками, однако всем паровозам нужно топливо и вода, и на следующей же станции матросики, рванувшие к поезду Ленина непонятно уж с какой целью, то ли поговорить за жизнь, то ли отнять паровоз, были разоружены латышскими стрелками, а эшелон с дезертирами с главного пути отогнан. В итоге правительство, как известно, до Москвы таки доехало, но неизвестно почему, эпизод этот в канонической истории Ленина упоминался неохотно.
Теперь таки про паровоз. Паровозы серии С были в то время самыми распространёнными. Высокие, красивые, чисто русской разработки они и были представителями чистой породы конструкторской школы России. Советские пассажирские, ИС, П36, всё ж несли явный отпечаток американских... Паровозы в то время были признаком индустриальной развитости страны, во время войны потеряно было всего 15% паровозного парка, в отличе от путей, которых отдали немцам аж половину - по километражу. В итоге немцам пришлось не только перешивать колею на западный стандарт, но и выпускать новый тип паровоза для оккупированных земель. Кстати, они потом поработали и у нас, с разжатым бандажом для того, чтобы стать на широкую колею; машинисты называли их "фрау" и в общем любили, машина была неприхотливой и надёжной. Но впрочем и паровоз С тоже был не капризен.
А потом случилось то, что случило. Паровозы объявили устаревшими, совершенно новые машины стали резать и намеренно уничтожать. Они вдруг резко стали символом технической отсталости, и так были потеряны многие уникальные и даже просто когда-то распространённые машины...
Возможности остаться "живым" у паровоза было три. Уйти на базу запаса, работать в качестве котельной или стать памятником. Но на базе запаса чаще был только один тип паровозов - так было удобнее, а при работе в качестве котельной зачастую с паровоза сдирали котёл, всё остальное шло в металлолом. Памятники же... Для этого был нужен веский повод. В качестве памятника так сохранился паровоз У-127, связанный с именем Ленина, переданный финнами Ленинграду паровоз серии Н, на котором Ильич изображал кочегара. Поэтому когда нашли в качестве котельной стоящий относительно целый паровоз С, со вмурованными в бетон передними колёсами и разобранной ходовой, но живой, целый, тот самый, тогда-то и пришла мысль связать паровоз с именем Ленина и переездом правительства. Но паровоз-то не тот! И физиономии чиновников враз скучнели. никто не хотел ничего делать, а фактически даже препятствовал, ведь это лишние хлопоты, ненужные и напряжные. Я уж не знаю, как добились этого те, кто спасал паровоз, но к началу 80-х годов вышел приказ министра ПС Николая Конарёва, в котором помимо распоряжения о восстановлении паровоза фактически содержалось распоряжение считать паровоз С68 паровозом С245...
Так паровоз был спасён. В середине 80-х были проекты расположить его как в отдельном павильоне, так и на территории Ленинградского вокзала у бюста Ленина, но СССР умер, с ним идеология Ленина, но тем не менее спасённый паровоз нашёл своё место в музее в Питере. Вот такие бывают истории с паровозами. )
Правда, у Ракова на обложке С254, а не С245. Художник, похоже, просто ошибся. Потому что С254 хотя и был честным трудягой, занесения на обложку в общем не заслуживал.
Если вам ещё не надоело, то вот ещё история о паровозе и Ленине. Паровоз, правда, другой, но Ильич всё тот же.
читать дальше
читать дальше