А продолжу-ка я тему "как устроен паровоз".
Часть 3. Тендер.
Тендер - это не менее характерная часть паровоза, чем, скажем, труба или кулисный механизм. Однако когда дети (или взрослые, например в клип-артах для расписания поездов) рисуют паровозики, чаще эту существенную деталь облика упускают. В тендере хранится топливо для нагрева воды в котле и собственно запас воды. Однако, как ни странно, наличие тендера вовсе не обязательно, примером того служит маневровый танк-паровоз серии 9П. Немного о тендере я уже писал в части-2 о паровозах, но повторюсь...
"Танк" здесь имеет классическое английское значение, в смысле "бак". Кстати, один из танк-паровозов имел серию Ъ. Как уж он произносился, даже не знаю. Есть ещё совсем экзотическая разновидность паровозов - бестопочные; как следует из названия, они вовсе не имеют топки. А уж тендер им тем более не нужен.
Если взглянуть на тендер сверху, то проще быть ничего не может. Это просто ёмкость для угля. Ранее - для дров, позднее - для бочки с нефтью. Кстати, данный конкретный тендер сохранил крепления для оной бочки, то есть паровоз был переделан под нефтяную работу. Спереди, в торце тендера, видны дверцы, ведущие в кабину машиниста. Здесь уголь кидался в топку вручную (а нефть, понятно, текла без помощи рук, и кочегара в составе локомотивной бригады не было), однако существовали тендеры с винтовой углеподачей (механический кочегар™). Представлял собой обычный архимедов винт, он же стокер, применялся на мощных ФД и ИС, труба шла прямо в шуровочное отверстие топки. Система была достаточно удобной, применялась, как уже было сказано, на мощных паровозах, но уж если ломалась...
В задней части тендера две водоприёмные горловины. Почему две? Паровоз мог причалить к водозаборной колонке как слева, так и справа, оттого и две. Вода, если глянуть на фото выше, размещалась в баках по бортам тендера, этакий П-образный выступ. Дверца спереди вела в так называемую "контрбудку", то есть выступ, закрывающий локомотивную бригаду в будке от атмосферных осадков.
Ежели откинуть люк, то виден фильтр для воды. Довольно грубый, но вода вообще шла чистая из колонки, это ж не из проруби забирать, так что задержит листья-ветки-куски угля - и то хорошо.
Вообще, как видите, тендер довольно просто устроен. Отдельно красиво и сложно смотрятся тендерные тележки, по сравнению с простыми колёсами паровоза или вагонов:
А ежели отодвинуть чёрную крышку, которую хорошо видно на фото, то покажется масляно блестящая букса. 1940 год, между прочим!
А пройдёт ещё каких-то 10 лет, и тележка тендера станет скучной и надёжной (это с паровоза П36, что стоит на Белорусском вокзале). Это так называемая тележка челюстного типа. Давно уже устарела, но тем не менее применяется. Например, её имеют американские тепловозы ТЭ33А (на выставке ЭКСПО-2009 в Щербинке внутри запрещали их фотографировать, ну хоть снаружи не возражали, ага), проданные "Дженерал Электрикс" Казахстану, или наши маневровые ТЭМ2, или всё та же М62 - "Машка". Отличительная черта такой тележки - две вертикальные направляющие, меж которыми ходит букса.
Собственно вот и всё, больше в тендере нет ничего интересного. Точнее, такого, на что у меня есть фото. А так интерес ещё представляют пароинжекторный насос, подкачивающий воду в котёл паровоза, тормозная система (хотя там всё более-менее стандартно), и механический углеподатчик. Но оный мне пока не светит увидеть вживую. )
Предыдущие части: 1 и 2.