Стороной
Техническая причина
Побывал в центре профориентации московского метрополитена. Хотя он и выглядит как музей метро, но это не совсем музей. Хотя и перекликается с музеем на "Спортивной". Но если на "Спортивной" - именно собрание артефактов, редких памятных вещей, то здесь кроме вышеупомянутого ещё и цель подтолкнуть молодое поколение к выбору профессии, связанной с метро. Для этого кроме экспонатов ещё и выставлен некий интерактив, часть стендов которого я покажу. Итак, 33 фотографии...

Центр профориентации московского метрополитена


Обращают на себя внимание, конечно, макеты станций.
Пилонная глубокого заложения. Справа пассажирский зал, слева откачивающая насосная. Посредине видно вентиляционную сбойку, их делают меж путями около въезда на станцию, чтобы поток воздуха уходил в соседний тоннель, а не сбивал пассажиров на станции. В Fallout 3 в таких сбойках лежали всякие ништяки и гнездились злые гули.

Центр профориентации московского метрополитена

Прямо видно решётку вентшахты. На разрезе шахты также видно, что она не только служит воздухозаборником, но и является кабельным вводом от тяговой подстанции. Кабели от неё ныряют в ствол и идут на местную подстанцию, питая не только третий контактный рельс, но и освещение, эскалаторы и прочие собственные нужды.
Центр профориентации московского метрополитена

На перегоне вентиляция выглядит сложнее - это уже несколькоуровневое сооружение, с сделанными рядом насосными и даже, бывает, санузлами системы ГО.
Кроме того, шахты работают терморегуляторами. Летом они забирают тёплый воздух из тоннеля наружу, а зимой наоборот, охлаждают его, засасывая с поверхности. Люди ж тепло одеты, им потеть вредно. Продует.
Центр профориентации московского метрополитена

Тем не менее, для обогрева вестибюлей на поверхности и наземных станций отопление требуется, и для этого служат тепловые пункты.
Центр профориентации московского метрополитена

С торца станции - гермодвери, эскалаторный наклон и вестибюль с турникетами.
Центр профориентации московского метрополитена

Также макетами отдельно показаны основные типы станций. Пилонная глубокого заложения. Знакомая по центральным станциям внутри кольца.
Центр профориентации московского метрополитена

Колонная трёхпролётная, чаще называемая хрущёвской "сороконожкой".
Центр профориентации московского метрополитена

Односводчатая типа Коньково, Борисово..
Центр профориентации московского метрополитена

Из интерактива для посетителей-детей - вот, например, "Ликвидируй течь". К службе С готовят, значит.
Центр профориентации московского метрополитена

Или "Почини светофор". Также были - "Собери водопровод" и даже "Почини участок рельсового пути", а участок тот без дураков, кусок настоящего рельса, с болтами и накладками, которые весят соответственно по-взрослому...
Центр профориентации московского метрополитена

И самый главный - симулятор машиниста. С пультом от настоящего поезда, насколько я рассмотрел - типа "Русич", 81-740. Отображает поездку по реальному тоннелю и, по идее, годится не только для детей, но и просто для подготовки машинистов.
Центр профориентации московского метрополитена

Пробежимся по артефактам. Стрелочный пост. Внутри скамеечка. Чтобы не дуло. Даже не совсем понимаю, зачем он был нужен, крутить курбель? Так автоматика была в московском метро изначально...
Манекен стоит со штативом и светодиодным фонарём на нём вместо теодолита.
Центр профориентации московского метрополитена

Первичные часы. Каждый циферблат соответствовал одной станции, здесь часы от жёлтой и серой линий, и то не все. Для метро всего полностью таких часов нужно было по количеству станций. Часы электромеханические, то есть переключают стрелки импульсом. Время на всех должно быть одинаковым.
Центр профориентации московского метрополитена

Вторичные часы, висевшие над путями. Обратите внимание, в матрицах были не все лампочки, затейливые контуры цифр не занимали всех точек в прямоугольнике знакоместа. Но даже сейчас, когда все табло электронные, к нему можно подцепить электромеханические вторичные часы, и они пойдут. Совместимость...
Время - важно для быстрого метро. Опозданием считается задержка более, чем в 10 секунд от расписания.
Центр профориентации московского метрополитена

Пульт дежурного по станции. С его помощью можно приготавливать пути для приходящих и отходящих поездов.
Центр профориентации московского метрополитена

Реальный пульт СЦБ с "Парка культуры".
Центр профориентации московского метрополитена

Стол с зелёным сукном. Зря в "Золотом телёнке" писали, что "выращена была особая порода казенной мебели: плоские, уходящие под потолок шкафы, деревянные диваны с трехдюймовыми полированными сиденьями, столы на биллиардных ногах и дубовые парапеты, отделявшие присутствие от внешнего беспокойного мира. За время революции эта порода мебели почти исчезла, и секрет ее выработки был утерян". Да как же - вот она, канцелярская, тяжёлая...
Центр профориентации московского метрополитена

Билетный автомат. Смутно припоминаю такие, но в голове они не остались, видать, не работали, не были нужны...
Центр профориентации московского метрополитена

Световые короба и таблички, от старых до всё ещё знакомых.
Центр профориентации московского метрополитена

Нутряшка автомата по размену монет на пятаки для прохода в метро.
Центр профориентации московского метрополитена

Турникет. В Политехническом стоял такой же, смотрители прятали где-то сверху пятачок, и с его помощью можно было пройти. При том в прозрачных внутренностях не только что-то щёлкало, но и откровенно сверкало искрами.
Центр профориентации московского метрополитена

Также в музее множество витрин со всякой всячиной, медалями, сувенирами, проездными, жетонами, но не буду ею утомлять...
Центр профориентации московского метрополитена

И модельки. Пара польских почему-то паровозиков...
Центр профориентации московского метрополитена

Наш ВЛ80.
Центр профориентации московского метрополитена

История московского троллейбуса в одном ряду.
Центр профориентации московского метрополитена

И автобуса. Трамвай почему-то обойдён.
Центр профориентации московского метрополитена

Платформа прикрытия от модели бронепоезда "Московский метрополитен".
Центр профориентации московского метрополитена

Немного иностранных поездов.
Центр профориентации московского метрополитена

Наши тоже присуствуют, вагон Г, 81-740 "Русич" и 810-760 "Ока".
А также макеты тележек. Кстати, не знаю, чья. Похожа на такую, которая стояла в вагонах типа "А", но с эллиптическими рессорами.
Центр профориентации московского метрополитена

И от "Оки". С пневмоподвеской. Не удивительно, что 760-й такой тихий на ходу...
Центр профориентации московского метрополитена

У входа посетителей встречает комиссар путей сообщений Феликс Дзержинский. Бюст этот стоял на станции "Дзержинская", но был снят.
Центр профориентации московского метрополитена

В общем, вот такой вот то ли музей, то ли выставочный и обучающий центр, расположенный на длинном балконе над станцией. Рекомендую, если что.
Центр профориентации московского метрополитена
А, да. Забыл сказать, вход бесплатный. Но придётся выйти за турникеты.